Изначально
бонсай были карликовыми деревьями буддийских монахов в их
поисках истины и способах познания законов природы для гармоничного
слияния с ней. Жители Востока видят в растениях связующее
звено между небом и землей, точку равновесия между всеми силами,
господствующими в окружающем нас мире.
Из-за
определенных условий среды, препятствующих нормальному развитию
растения, в природе встречаются карликовые формы деревьев
и кустов.
Их
пример подвинул людей Востока на развитие целого ряда приемов,
способствующих получению того же результата, но уже искусственным
путем.
Отсюда
появляется стиль бонсай: растения на подставках, кажущиеся
естественными и восстанавливающие утерянную гармонию между
человеком и природой.
На
Дальнем Востоке выращивание деревьев в стиле бонсай является
культурным явлением и приобрело статус искусства, поддерживаемое
мудрыми руками с незапамятных времен.
Первые
достоверные письменные источники, касающиеся возникновения
этого стиля, исходят из Китая и относятся к эпохе династии
Тан (VIII—X вв.), где впервые в настенной живописи появляется
изображение пеньцзай, созданного природой растения и затем
пересаженного в горшок. Эти необычные и причудливые экземпляры
выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько
веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятии
и развлечении местной знати.
С
XII в. формы этих растений разрабатывались человеком, что
привело к появлению рукотворных карликовых деревьев, и параллельно
начали распространяться агротехнические приемы выращивания
и знания об этом стиле. Возникают пейзажные композиции, состоящие
из нескольких пеньцзаев, и знать уже не обладает исключительным
правом на их выращивание, а в Японии обнаруживаются первые
упоминания о стиле бонсай. |